О репрессиях
ТУМИЛОВИЧ ИОСИФ ИГНАТЬЕВИЧ

ДЕЛО 1920 ГОДА


Страница 1

Дабы не нарушить какой-нибудь Закон, ни одной фамилии, кроме Тумиловича, не называю.




Обвиняемые





Показания
по существу дела

Дело № 1527 районной транспортной чрезвычайной комиссии центра по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности при Т.О.В.Ч.К.

По обв. «О волнениях и забастовках рабочих Александровской и Курской ж.д.»
Начато: 13.07.1920
Окончено: 08.09.1920


Из показаний задержанных так и не стало понятным, почему были арестованы именно эти рабочие, и почему именно в это время. Зато стало ясно, что подобные "волнения и забастовки" были далеко не редкостью среди рабочих, в частности рабочих - железнодорожников.

Василий Федорович: "К забастовкам разных Перовских мастерских я не имею никакого отношения и даже не знаю, где эти мастерские находятся".
Илья Иванович: "На почве продовольствия в наших мастерских все спокойно ... Никто в нашем цеху рабочей массы не возбуждает, по крайней мере, я таких не знаю. Может быть, и имеется определенная политическая группа, но мне она неизвестна ... К забастовке рабочих Перовских мастерских не имею никакого отношения".
Илья Михайлович: "Я даже не слышал разговора относительно забастовки. Я только 10.07 вернулся из отпуска по болезни с 16.06. Что в этот период произошло, я не знаю".
Николай Сергеевич: "Во время знаменитой забастовки и закрытия Александровских мастерских я, конечно, тоже не работал ... О Сытинских забастовках я и не слыхал ..."
Николай Кириллович: "Среди рабочих у нас бывали небольшие волнения. 8 мая (если бы не дата, можно было именно эти волнения считать причиной ареста - МК) с.г., в субботу, должна была кончиться трудовая неделя. У нас по субботам ходили рабочие поезда за продовольствием, и рабочие, придя в субботу на работу, приготовились поехать вечером с поездом. Но днем мы получили приказ, что поезд отменяется, т.к. трудовая неделя продлена до понедельника ... Рабочие, конечно, заволновались ... Комиссар предложил разойтись.

Все "в полной несознанке". И лишь Михаил Андреевич немного "выпал":

"Правда, на прошлой неделе были брожения рабочих, что показывало вид забастовки и впоследствии, как наглядно я убедился, что была забастовка, какая продолжалась около часа ..."

Показания Тумиловича приведу полностью.

"Я в Советскую Россию приехал только в 1919, так что подготовительной работы к перевороту не видал и не принимал в ней никакого участия. В Германии я читал газеты и знал, что здесь происходит, и радовался, что Россия стала свободной. Приехав сюда, я нашел, что живется здесь хотя и тяжело, но огорчен этим не был, потому что сознавал, что виною в том, что теперь трудно жить, не Советская власть, а продолжительная война, которая разрушила русское хозяйство. До сих пор ничего против Советской власти не имею, отношусь к ней вполне сочувственно и, если приходится возмущаться, то не против существующей власти, а против отдельных личностей. Так, например, на одном из собраний в мае месяце этого года у нас выступил один коммунист, не наш работник, и потому не знаю его фамилии, на котором был надет очень хороший костюм, хорошие сапоги и на руках были дорогие кольца, и я, испытывая настоящую нужду, был возмущен, что мы не можем себе купить мало-мальски приличного костюма, и есть лица, которые имеют еще драгоценности, и поэтому выступил на собрании, спросив, откуда это у них берется. Вести же специальные беседы с кем бы то ни было о недостатках Советской власти никогда не приходилось, конечно, исключая того, что иногда говорил о том, как тяжело теперь жить. Никогда ни в каких партиях не состоял и не состою, ни с кем из с.-р. и меньшевиков близко не знаком".
(Подчеркивания - из документа. М.К.)

Вы обратили внимание на "забастовки рабочих Перовских мастерских", "Сытинские забастовки", "знаменитую забастовку и закрытие Александровских мастерских"? Или на название уголовного дела, в котором, помимо Александровских, названы и Курские железнодорожные мастерские?
Возможно, подробнее можно прочесть в журнале "Революционная Россия" №4, от марта 1921г. (14. Правда о событиях в Александровских мастерских Николаевской железной дороги. С. 25-27), но пока этот источник мне не доступен.
Но вероятные причины все же можно представить, если вспомнить политическое и, главное, экономическое положение того времени.
Продолжается Гражданская война, хотя наиболее трудный период пройден: в Сибири разбиты армии Колчака, под Петроградом – Юденича, на юге – Деникина и Врангеля. Успех сопутствовал Красной Армии также на севере и западе страны. Антанта вывела свои войска со всех территорий России, а без них Белое движение было обречено.
В деревнях продразверстка - обязательная сдача крестьянами государству по твёрдым, значительно ниже рыночных, ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.
Голод в крупных промышленных городах.

В этих условиях рабочие-железнодорожники получали привилегированное положение (помните показания Николая Кирилловича о еженедельных "рабочих поездах" для покупки продовольствия?). И, тем не менее, их озабоченность вопросами продовольствия становится совершенно понятной.

Страница 2