О репрессиях
БАМЛАГ









Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь -
подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР (ГУЛАГ НКВД).

История
Бамлаг организован в 1932 году и в оперативном управлении подчинялся непосредственно ГУЛАГ НКВД. Управление Бамлага располагалось в городе Свободный Дальневосточного края (ныне город Свободный, Амурская область). Бамлаг организован в результате реорганизации Управления строительства Байкало-Амурской магистрали Народного Комиссариата Путей Сообщения (УС БАМ НКПС) и передачи его деятельности в распоряжении вновь организованного Управления Строительства Байкало-Амурской магистрали ОГПУ. Начальником Бамлага был назначен Н. А. Френкель, ранее возглавлявший строительство Беломорканала.
Бамлаг расформирован в мае 1938 года.

Производство
Задачей Бамлага с момента его создания стало развитие Транссибирской железной дороги, работы по строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), работы по строительству вторых путей на Забайкальской и Уссурийской железных дорогах.

Из истории строительства БАМ
В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, 25 октября вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. Вслед за этим продолжилось (в основном силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага)) строительство трёх соединительных линий от Транссиба к намечавшейся трассе БАМа: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал. В 1937 году определено общее направление трассы БАМа: Тайшет — Братск — северная оконечность Байкала — Тындинский — Усть-Ниман — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В мае 1938 года Бамлаг был расформирован и на его базе было создано шесть железнодорожных ИТЛ. В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 году — подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.

Упоминания в литературе
«Через БАМлаг прошли такие выдающиеся люди России, как ученый и философ П.А.Флоренский, маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, писатели В.Н.Ажаев, С.А.Воронин, Ю.О.Домбровский… При управлении БАМлага работал спецлагерсуд, по приговорам которого только за семь дней августа 1937 года было расстреляно восемьсот тридцать семь человек: пятого августа в четыре часа утра — семьдесят девять, седьмого августа в три часа ночи — сто двадцать два, девятого августа с часу до трех ночи — восемьдесят четыре, десятого августа с двенадцати до четырех ночи — сто двадцать семь, одиннадцатого августа — сто двадцать восемь, четырнадцатого августа — сто сорок пять, шестнадцатого августа — сто пятьдесят два. Эти страшные цифры взяты из материалов оперативного учета приведения в исполнение смертных приговоров только за полмесяца, но ведь БАМлаг существовал целое десятилетие — с 1932 по 1941 год. И все это время шли расстрелы в бамлаговской „фабрике смерти“».
(Валерий Поздняков)
«БАМ, о котором так много шумели в недавние годы, имеет прямое отношение к Сталинградской битве. Правда, до 1941 года он назывался БАМлаг, а из всего, что НКВД успело создать на костях „врагов народа“, уцелела лишь станция Тында, где надобно бы ставить памятник не комсомольцам-добровольцам, а именно им — избитым, голодным, умирающим и пристреленным прямо на шпалах».
(В. С. Пикуль)
Источники:
Бамлаг - Википедия
Байкало-Амурская магистраль - Википедия


В конце 1932 года на Дальнем Востоке возник самый крупный в стране исправительно-трудовой лагерь - БАМлаг. Его задача - «немедленно приступить к подготовке и производству работ» по постройке железнодорожной магистрали от ст. Уруша Забайкальской железной дороги через зимовье Тында к селу Пермскому, переименованному в Комсомольск-на-Амуре. Трассу, по различным подсчетам от 1650 до 2000 км, планировалось построить за два года. Но вскоре оказалось, что лагерь из-за отсутствия всей необходимой документации и первоначальных изысканий не имеет возможности строить новый железнодорожный путь. Поэтому весной 1933-го директивным распоряжением лагерь получил новую задачу: в первую очередь сооружать вторые пути Транссиба и лишь по мере возможности осуществлять строительство новой железнодорожной ветки от ст. Бам до зимовья Тында. Этими работами занималось первое Тахтамыгдинское отделение, где тогда содержалось 3499 заключенных. Вскоре его подключили к сооружению вторых путей Транссиба. Строили новую ветку в разное время лагерные отделения БАМлага, отделение со штабом в пос. Красная Заря.
Источник: Тюремная история Сковородина - Статьи - Амурская правда