О РЕВИЗСКОЙ СКАЗКЕ 1795 ГОДА
СЕЛА НИКОЛАЕВЩИНА
(НИАБ. Ф.333. Оп.9. Д.11. Л.374-390)

Цель этого небольшого исследования - попытка построения генеалогических цепочек проживавших в Николаевщине фамилий, их взаимное переплетение и привязка к данным, полученным из более поздних источников.

Ревизская сказка по селу Николаевщина 1795 года - первая после вхождения Беларуси в состав Российской Империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году.
Поэтому здесь, естественно, нет информации о предыдущей переписи и происшедших с ее времени перемен.
И при обработке Ревизской сказки часть моих версий является лишь предположительной, основанной на логических рассуждениях, и не подтвержденной (пока) другими документами.

Шаг 1. Построение генеалогического древа села Николаевщина по Ревизской сказке 1795 года (в части касающейся)
Шаг 2. Рассуждения и предположения

1. Дворы 3 и 16. Петр Степанов Мицкевич по возрасту вполне мог быть сыном Степана Гаврилова. Версия может быть подтверждена или опровергнута лишь более ранними документами. Пока я их решил объединить.
2. Дворы 32 и 38. Здесь записаны Михаил Юрьев и Фома Юрьев. Предположение: они - родные братья, по возрасту вполне подходят. Версия может быть подтверждена или опровергнута лишь более ранними документами. Пока я их решил объединить.
3. Двор 37. Здесь записан хлебопашец Мицкевич Казимир Петров, его жена Фекла Федорова и сыновья Левон и Иван. Отметим, что Левон по причине возраста никак не мог быть сыном Феклы Федоровой.
4. Двор 37. У Левона Казимирова и его жены Агафьи Федоровой записаны дети Розалия, Николай и Станислав, которые по возрасту не могли быть детьми Агафьи (по крайне мере, Розалия и Николай - точно). Логический вывод - это дети Левона Казимирова от первого брака.
5. Дворы 37 и 41. Станислав Казимиров Мицкевич по возрасту вполне мог быть сыном Казимира Петрова. Версия может быть подтверждена или опровергнута лишь более ранними документами. Пока я их решил объединить.
6. Дворы 37 и 19. Николай Казимиров Мицкевич по возрасту вполне мог быть сыном Казимира Петрова. Версия может быть подтверждена или опровергнута лишь более ранними документами. Пока я их решил объединить.
7. Дворы 37 и 49. Казимир Петров и Левон Петров Мицкевичи по возрасту вполне могли быть братьями. Версия может быть подтверждена или опровергнута лишь более ранними документами. Пока я их решил объединить.

Шаг 3. Объединенное генеалогическое древо села Николаевщина по Ревизской сказке 1795 года (в части касающейся)
Шаг 4. Продолжение рассуждений и предположений на основании более поздних документов

1. В выписи из метрических книг по Николаевщинскому костелу за 1797 год, № 27, указано о бракосочетании 8 февраля Ивана Мицкевича и Марианны Синкевич. Иван Мицкевич, скорее всего, сын Степана Гаврилова (двор 3). Другого холостого Ивана Мицкевича подходящего возраста в Николаевщине тогда не было. Фамилии Сенкевич (Синкевич) - Семенович, как мне написали потомки Семеновичей, часто претерпевали взаимную трансформацию. Поэтому Марианна Синкевич вполне могла быть дочерью Матвея Григорьева Семеновича (двор 2). Несколько настораживает свидетель Василий Синкевич - такого человека не было в Николаевщине в 1795 году. Либо - просто родственник из другого населенного пункта, либо и сама Марианна Синкевич не из Николаевщины. Но пока считаю возможным их объединить и построить общее древо Мицкевичей - Синкевичей (Семеновичей) - Тумиловичей.
2. В метрической книге Миколаевского римско-католического костела есть запись о рождении Миколая Мицкевича (прадеда Якуба Коласа).
№2. 29 апреля родился младенец, который крещен именем Миколай, сын Леониса и Регины Мицкевич.
Восприемники: Стефан Коморовски и Иоанна Мицкевичува.

В 1795 году в Николаевщине был лишь один Николай Леонов Мицкевич (двор 37) - сын Леона Казимирова, сына Казимира Петрова. Именно его я и предлагаю считать прадедом Якуба Коласа, а в составляемое древо Николаевщины можем внести имя матери Николая, первой жены Левона Казимирова - Регина.
По этим двум линиям имеется информация из Национального исторического архива Беларуси. Здесь я приведу лишь следующее поколение. Подробнее можно почитать на страничках о Сенкевичах, Мицкевичах (родословие Якуба Коласа) и Тумиловичах.

Шаг 5. Продолжение генеалогического древо села Николаевщина (на основании более поздних документов)
ВЫВОДЫ

1. Получается, что построенное на основании записей Ревизской сказки 1795 года древо Якуба Коласа может быть продолжено, как минимум, на 3 поколения , высокая вероятность чего подтверждена специалистами НИАБ.
2. Родство "моих" Тумиловичей с Якубом Коласом, при подтверждении изложенных выше рассуждений и предположений, имеется.