ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ХВАСТИЛОВО
Место расположения и первые исторические сведения


Деревня Хвастилово – малая Родина моих предков.


Чтобы понять, где Парфеньевский район


Чтобы понять,
где Хвастилово и где Парфеньево

Находится она в самой глубинке Костромского края, в восемнадцати километрах к северу от районного центра Парфеньева, вдалеке от федеральных трасс и железных дорог. Удивительные по красоте места. Просторы, видимые до горизонта. Леса, ранее густые и непроходимые, сейчас, увы, во множестве вырубленные. Грибы и ягоды, которые можно собирать корзинами. Маленькие, тихие речушки, обильные рыбой.

Удивительные люди. Добрые и отзывчивые. Любящие и помнящие свой край, даже давно уехав отсюда. Местные легенды о прошлом ...

Розе Дмитриевне Готовцевой ее бабушка, Александра Виссарионовна Кутузова (Смирнова), рассказывала легенду, как "пришли как-то издалека три брата и основали деревню Хвастилово". Бабушка Александра говорила и как звали всех братьев, но Роза запомнила лишь одно имя - Алексей. Когда это произошло, неизвестно.

Бытует и еще одна легенда, которую мне пересказал Владимир Геннадьевич Каленков.
Большой, огромный, не проходимый и сказочный ЛЕС. Глубинка России - то ли Ярославская, то ли Костромская Губерния. И в этом прекрасном, глухом, свободном от суеты и не нужных забот лесу, есть деревня - Хвастливо.
Давно это было. Но до сих пор живут в этой деревне красивые и милые люди. Девушки были неописуемой красоты. Как говаривала моя мама - ножки точеные, стройные, как березки. И вот, проезжая как-то мимо этих мест, купец приметил одну девицу-красавицу и увез ее от родителей в Питер. Но у этого купца ума-то не хватило, и он показал девицу Царю. Петру наша девушка понравилась и стала она работать как бы прислугой у Петра. КАК и ЧТО дальше получилось, но от Петра у этой девицы родилась дочь. И дочь эта вернулась в родную деревню Хвастилово и стала она нашей пра-пра БАБУШКОЙ!
Бабушка была и красива, и властна, и с сильным характером и здоровьем. Вот так и идут рода ХВАСТИЛОВСКИЕ!


Наверное, похожие рассказы помнят жители и других деревень и сел России. Но есть, по крайней мере, два отличия, свойственные лишь этим местам, которые, вряд ли занимали мысли крестьян, но не остались без внимания ученых. Чисто московское "аканье" и многовековой "отхожий" плотницкий промысел.


Русские летописи повествуют о том, что в первом тысячелетии новой эры на территории лесного Заволжья, как и в восточной части междуречья Волги и Оки, обитало финно-угорское племя меря. О том, что люди этого племени обживали эти места, говорит нам сам “язык земли”, сохранившийся в названии местных рек: Вохтома Песома, Илезем...

С XI века начинается освоение мерянской земли славянами. Историки констатируют: "в XII веке к северу от Костромского Поволжья наблюдается столкновение двух колонизационных потоков, шедших из Новгородской и Ростово-Суздальской земель". В последующий период отмечается особое политическое положение костромской земли, которая традиционно считалась принадлежностью великокняжеской власти.

Этим ученые в определённой степени и объясняют пути проникновения аканья в связи с историческими событиями Смутного времени (начала XVII века) в Костромское Заволжье из Москвы или через посредство Москвы, по проторённому уже веками пути.

"Костромской акающий остров" находится в междуречье Костромы и Унжи, в частности, на территории северо-западной части Парфеньевского района (Матвеево, Савино, Горелец, Ильинское и др.), иногда называемый Чухломским по имени его эпицентра. Располагаясь глубоко внутри территории окающих говоров, он представляет собой единственный в России по большой протяжённости и языковым особенностям изолированный массив акающих говоров. Всё ещё достоверно не установлено его происхождение и этническая история, нет и исторических документов и фактов наличия аканья на данной территории ранее, чем в 20–е годы XVII века.
В начале XX века Н.Н.Соколов и Н.Н.Виноградов указывали на московские говоры как на вероятную материковую территорию говоров "Костромского акающего острова".
В 1907 году как в Савинской, так и в Матвеевской волостях "преобладающий промысел - плотники". При этом ученые территориально локализуют отхожий плотницкий промысел и напрямую привязывают его к Костромскому акающему острову.

Поэтому и название деревни, если вспомнить про аканье - от слова "хвастать", а не от слова "хвост". Именно так и писалось в нескольких наиболее ранних, из доступных мне, документах. В частности, в Ревизских сказках 1811 - 1858 годов.

О Хвастиловских фамилиях. Как очень распространенных, так и весьма редких - отдельная небольшая страничка.

Впервые Хвастилово упоминается в 1678 году (подворная перепись 1676-1678 годов) в составе Матвеевской вотчины князей Репниных.

Источники:
Село Матвеево - Русская провинция
Высшая аттестационная Комиссия (ВАК): ::Ганцовская Нина Семеновна
... И разных орденов кавалера... (к истории кологривской вотчины князей Репниных)


Просто пейзаж

Вид в сторону Савина

Дорога к Истопенке
в сторону Артёмова

Туман от Соега.
Вид на Завражье
Фото Дмитрия Манаенкова