Семейная Книга Памяти и Славы
СКВОРЦОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Из книги "Дозорные северных рубежей"
(Мурманск, 1979)

Муж моей родной тети.
Войну прошел от первого до последнего дня. Еще и финская кампания ...

ИЗ ВОЕННОГО БИЛЕТА
Прохождение действительной военной службы
Наименование
воинской части
Должность
и воинское
звание по штату
Дата
зачисления
в часть и
№ приказа
Дата
исключения
из части и
№ приказа
Учебный отряд Черноморского флота Ученик на машиниста трюмного сент. 1937 май 1938
Сторожевой корабль № 30 "Сапфир" Северного флота Машинист трюмный май 1938 февр. 1946

Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах (где участвовал, в какое время, в составе какой части и в какой должности):

С декабря 1939 по март 1940 в войне с Финляндией.

С июня 1941 г. по май 1945 в Великой Отечественной войне.

Военную присягу принял
10 марта 1939 года при Сторожевом корабле № 30 "Сапфир"

Присвоено воинское звание или классная квалификация
Старший матрос

Правительственные награды и награждения нагрудными знаками и ценными подарками
Орден "Красная Звезда"
"За отвагу"
"За оборону Советского Заполярья"

Какие имеет ранения и контузии
Не имеет

ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА

В 1939-1940 гг. участвовал в боях с белофиннами, когда корабль артогнем поддерживал фланг наступавшей Красной Армии и одним из первых вошел в Петсамо (Печенгу).

О сторожевых кораблях дивизиона "драгоценных камней"

Вот такими были эти корабли

В 1934-1937 гг. Ленинградский судостроительный завод им. Жданова (сейчас завод «Северная верфь») построил четыре пограничных сторожевых корабля полным водоизмещением 580 тонн - ПСК-301 ("Жемчуг"), ПСК-302 ("Рубин"), ПСК-303 ("Бриллиант") и ПСК-304 ("Сапфир").
«Сапфир» (до 5.01.1941 г. "ПСК-304") был спущен на воду 20.12.1935, по Беломорско-Балтийскому каналу проведен на Север, встал в строй 12.12.1936 и вошел в состав 35-го Мурманского погранотряла, с 1940-го года в состав 1-го СОПС МПО (Северный отряд пограничных судов Мурманского пограничного округа) НКВД, во время Войны организационно вошел в состав Северного флота.
Бортовые номера: СКР-27 «Жемчуг», СКР-28 «Рубин», СКП-29 «Бриллиант» и СКР-30 «Сапфир».
Тактико-технические характеристики.


"Рубин"

"Бриллиант"

О боях кратко.
Подробнее можно почитать по ссылкам.

Отряд четырех ПСК прозвали дивизионом «драгоценных камней» или «золотым» отрядом.
Слава к нему пришла еще задолго до начала Великой Отечественной войны.
Летом 1938 года ПСК-301 и ПСК-302 (будущие "Жемчуг" и "Рубин") в составе специальной военной экспедиции совершили поход на Новую Землю и в Карское море, задержав на обратном пути немецкий траулер.
В январе 1939 года «Рубин» в районе Дроздовки задержал немецкий тральщик, который под видом ловли рыбы занимался рекогносцировкой – разведкой нашего побережья.

Первый бой экипаж "Сапфира" принял 22 июня 1941 года в 3 часа 50 минут.

С началом войны пограничные морские части были переданы в ведение ВМФ страны: 1-й северный отряд погрансудов НКВД в полном составе включили в Беломорскую флотилию Северного флота. Пограничные суда дивизиона «драгоценных камней» теперь именовались сторожевыми кораблями.

В июне 1942 года сторожевик "Сапфир" сопровождая караван, подвергся атаке 23-х истребителей. Корабли боевого эскорта подбили два самолета и заставили остальных покинуть место боя.

Через месяц «Сапфир» получил новую боевую задачу по поиску и конвоированию советского теплохода «Донбасс», уцелевшего при разгроме каравана PQ-17.
Один час с четвертью восемнадцать немецких самолетов пикировали на сторожевик, сбросив на цель семьдесят две бомбы.
К концу боя у «Сапфира» были большие повреждения: на пограничном судне произошел надлом корпуса между 53-м и 54-м шпангоутами, вышли из строя главные двигатели и некоторые вспомогательные механизмы, стали неисправными компасы и радиоаппаратура. Ко всему прочему, сторожевик принял на борт более ста тонн воды, и осадка корабля с каждой минутой становилась все более угрожающей. Только самоотверженность, высокая организованность и выучка всего личного состава – и, в первую очередь, боцманской команды – позволили спасти СКР-30.
Экипажу удалось спасти корабль от гибели, и он самостоятельно дошел до Канинского берега, где его встретил советский эскорт и довел до Архангельска.

Из строевой характеристики Скворцова Дмитрия Сергеевича.

Во время боевого столкновения с фашистскими самолетами в 1942 году, когда корабль имел серьезное повреждение, тов. Скворцов не считался со временем и отдыхом, отдал все свои знания и умения для спасения корабля. Таким образом, корабль был доставлен в базу, за что правительство наградило орденом и медалью …

За этот бой СКВОРЦОВ Дмитрий Сергеевич был награжден медалью "ЗА ОТВАГУ"



ПРИКАЗ
КОМАНДУЮЩЕГО БЕЛОМОРСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИЕЙ

О награждении личного состава Беломорской Военной флотилии медалями Союза ССР

30 августа 1942 года

№ 02

гор.Архангельск


От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество - НАГРАЖДАЮ:

МЕДАЛЬЮ "ЗА ОТВАГУ"

Старшего краснофлотца
СКВОРЦОВА Дмитрия Сергеевича

Трюмного машиниста, Сторожевого корабля № 30, Иоканкской Военно-Морской базы БВФ

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

На трюмного машиниста сторожевого корабля "30" Иоканской ВМБ БВФ старшего краснофлотца Скворцова Дмитрия Сергеевича
медаль "За отвагу"

Год рождения 1916
Национальность Русский
Соцположение Рабочий
Партийность б/п
С какого времени в РККА 1937 г.
Участие в гражданской войне Не участвовал
Ранения и контузии Нет
Представлялся ли ранее к награде, когда и за что Не представлялся
Какие имеет поощрения и награды и за что Благодарности за отличные показатели в боевой политической подготовке и службе
Служба в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену Не служил, не был
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг

Предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической родине. Морально устойчив, идеологически выдержан. Дисциплинирован. Настойчивый в учебе, в совершенстве овладел вверенной боевой техникой. Любовно ухаживает за ней, содержит в отличном состоянии. На всем протяжении войны вверенные ему механизмы работали безотказно. В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил высокие образцы стойкости, мужества, доблести и отваги.
В бою с 18-тью бомбардировщиками противника 7-го июля 1942 г. от сброшенных 72 бомб корабль получил от вблизи упавших серьезные повреждения. В отсеке корабля через поврежденный корпус поступило около 120 тонн воды. Водоотливные средства вышли из строя. Понимая всю ответственность за судьбу корабля, которому угрожала гибель от поступающей воды, он отдавал все свои силы и знания для обеспечения живучести корабля. В короткий срок он устранил повреждения водоотливных средств. Сооружил переносные инжектора в затопленные отсеки и начал производить выкачку воды. Залез в полузатопленный отсек гребных валов и, находясь по пояс в холодной воле, произвел заливку маслом опорных подшипников гребного вала. Умелыми действиями предотвратил корабль от затопления водой и способствовал его сохранению плавучести, на переходе до базы работая без отдыха двое суток.
За доблесть, мужество, стойкость и отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, и спасение корабля достоин правительственной награды, медалью “За отвагу”.

Командир Сторожевого корабля 30 Беломорской Военной Флотилии Ст.л-т Паровенко
Военный комиссар Сторожевого корабля 30 Беломорской Военной Флотилии Политрук Ячменев
28 июля 1942 г.

После этого боя сторожевик "Сапфир" был поставлен на ремонт, через три месяца продолжил боевые операции и успешно воевал до самого разгрома немецко-фашистских войск в Советском Заполярье.

ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА

Скворцову Дмитрию Сергеевичу
За отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники Военно-морского флота в дни Великой отечественной войны.
Народный комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР Адмирал Кузнецов.
Москва 1943 год.

В 1944 году, в конце арктической навигации Северный флот провел еще одну конвойную операцию – самую значительную на внутренних морских коммуникациях. Ее цель – обеспечение возвращения в Белое море всех ледоколов и других судов после завершения навигации. Конвой получил условное название «АБ-15».
Операция проводилась с 20 октября по 29 ноября 1944 года. Чтобы преградить подводным лодкам противника путь в Карское море, в проливе Карские ворота были выставлены дозоры в составе семи кораблей. Пограничные сторожевики «Рубин», «Сапфир» и «Айсберг» бдительно несли службу в морском патруле. Фашистские субмарины сорок один раз пытались прорваться через пролив, но корабли охранения были начеку.
29 ноября все ледоколы и суда благополучно прибыли в порты приписки. Этот конвой – «АБ-15» - оказался последним в военной биографии дивизиона «драгоценных камней»: непосредственно во время выполнения заключительной боевой операции североморцы узнали радостную весть – 1 ноября 1944 года завершился разгром немецко-фашистских войск в Советском Заполярье.

1 декабря 1944 года СКВОРЦОВ Дмитрий Сергеевич был представлен к награждению орденом "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ"




ПРИКАЗ
КОМАНДУЮЩЕГО БЕЛОМОРСКОЙ ФЛОТИЛИЕЙ

О награждении личного состава Беломорской Флотилии орденами и медалями Союза ССР

9 февраля 1945 г.

№ 08

Гор.АРХАНГЕЛЬСК


От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество - НАГРАЖДАЮ:

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

Старшего краснофлотца
СКВОРЦОВА Дмитрия Сергеевича

Машиниста трюмного СКР-30 Карской ВМБ БФ

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

На машиниста трюмного СКР-30 5 ДСКР ОВР/а/ КВМБ БВФ старшего краснофлотца Скворцова Дмитрия Сергеевича
Орден "Красная Звезда"

Год рождения 1916
Национальность Русский
Соцположение и происхождение Рабочий из рабочих
Партийность Кандидат в члены ВКП/б/ с 1942 года
С какого времени в ВМФ С 1937 года
Участие в гражданской войне Не участвовал
Ранения и контузии Не имеет
Представлялся ли ранее к награде Представлялся
Какие имеет поощрения и награды и за что Медаль "За отвагу" за отличное выполнение заданий команд. на фронте борьбы с немецко-фашист. захватчиками
Служба в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену Не служил, в плену не был
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги

За время Отечественной войны корабль свыше 4600 часов находился в море на выполнении боевых заданий, без потерь отконвоировал 133 союзных и отечественных транспорта, прошел свыше 46000 миль, провел 26 боев с немецко-фашистской авиацией, сбил 3 и подбил 5 самолетов противника, сэкономил свыше 200 тн соляра, 145 тн мазута и 8,5 тн смазочных масел. В летне-осеннюю кампанию 1944 г. в Карском и Баренцевом морях корабль находился в море свыше 1450 часов, пройдено свыше 14800 миль, без потерь отконвоировал 51 транспорт, 2 раза самостоятельно обнаружены и атакованы п/л противника.
В 1939-1940 гг. участвовал в боях с белофиннами, когда корабль артогнем поддерживал фланг наступавшей Красной Армии и одним из первых вошел в Петсамо (Печенгу).
07 июля 1942 года после боя с 18 “Ю-88” корабль принял около 130 тонн забортной воды. Отсек гребных валов был затоплен. Возникла необходимость заправки подшипников маслом. Т.Скворцов несколько раз нырял в воду и заправил подшипники, что позволило кораблю дойти до базы. Кроме того им в течение 26 часов обслуживалась пожарная система, что позволило путем откачки воды удержать корабль на плаву.
В кампанию 1944 г. в Карском и Баренцевом морях механизмы, обслуживаемые т.Скворцовым, работали безотказно. Несмотря на наличие течи цистерн с топливом, оно подавалось к двигателю к двигателю совершенно обезвоженное благодаря непрерывной откачке поступавшей забортной воды, что обеспечило кораблю успешное выполнение заданий командования.
27 июля и 15 сентября своевременной подачей глубинных бомб обеспечил успешную атаку п/л противника, пытавшихся атаковать караван.
22 ноября 1944 г. в 11-ти бальный шторм, при крене, достигавшем 45 градусов, т.Скворцов сперва работал на обколке льда, а затем, когда корабль получил пробоину и в носовые помещения начала поступать в значительном количестве забортная вода, т.Скворцов, несмотря на недостаточную длину шлангов, сумел организовать откачку поступавшей через пробоину воды с помощью переносных эжекторов, чем фактически спас корабль от гибели, т.к. корабль не имел водоотливных средств в носовых помещениях.
В этом походе т.Скворцов проявил мужество и отвагу.
Достоин правительственной награды Ордена Красной Звезды.

Командир СКР-30 “Сапфир” Старший лейтенант Рябюк
01 декабря 1944 года

О других кораблях "дивизиона драгоценных камней": "Бриллианте", "Жемчуге", "Рубине".
"Жемчуг" погиб 11 августа 1941 года при несении боевого дозора.
"Бриллиант" - 23 сентября 1944 года при конвоировании советских транспортов.

По решению мурманских властей на гранитной скале у Баренцева моря, на месте базирования пограничных кораблей, воздвигнут памятник доблестным североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Обелиск был открыт в конце сентября 1967 года. Из морского далека виден величественный абрис этого памятника-монумента.
Памятник – от слова «память», а над нею не властно время!
Три моряка-пограничника Беломорской флотилии были награждены орденом Ленина, тридцать восемь – орденом Красного Знамени, шестьдесят три – орденом Красной Звезды, сто шестьдесят семь – орденами Отечественной войны, двести двадцать семь – медалью «За отвагу», триста четырнадцать – медалью Ушакова.

За участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны Дмитрий Сергеевич Скворцов был награжден:

Орденом "Красной Звезды"
Медалями:
"За отвагу"
"За оборону Советского Заполярья"
"За победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."

К сожалению не все награды сохранились.